(Казанцев Андрей Евфимович; 30.06.1778, с. Беляницыно Юрьевского у. Владимирской губ.- 27.07.1871, Москва), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона, впосл. ставшего священником. Приход села был настолько беден, что отец Казанцева ходатайствовал перед еп. Суздальским Тихоном (Якубовским) о назначении на пономарское место сына, когда тому было 4 года. Прошение было удовлетворено. С окт. 1783 г. отец обучал его грамоте, но вскоре заболел и умер. В 1789 г. в Суздале Казанцев был посвящен в стихарь и получил пономарскую грамоту. Когда в 1791 г. старший брат перешел на службу причетником в Москву, с ним уехал и Андрей (по др. сведениям, он переехал в Москву вместе со всей семьей). 1 мая 1791 г. он поступил в Троицкую лаврскую семинарию с предоставлением ему дохода от пономарского места в Беляницыне. Этими средствами он пользовался до 1793 г., когда, отказавшись от места, перевелся на казенный кошт. С 1798 по 1799 г. как один из лучших учеников семинарии пользовался коштом Московского митр. Платона (Левшина). В 1799 г. преподнес митр. Платону аллегорическую песнь «Ручей» собственного сочинения (ЧОЛДП. 1872. Кн. 9. Отд. 3. С. 137-139).
13 сент. 1800 г. по окончании семинарии митр. Московский Платон определил Казанцева учителем лат. языка и географии высшего грамматического класса в новооткрытую Вифанскую ДС. В 1801 г. имп. Александр I посетил после коронации ТСЛ и Вифанию, митр. Платон преподнес ему оду, а воспитанники произнесли «приветственный разговор» - и то и другое сочинения Казанцева. С янв. 1802 г. Казанцев служил преподавателем риторики, поэзии и истории, одновременно с 1803 г.- библиотекарем семинарии. 16 дек. 1804 г. в ц. во имя прп. Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах ТСЛ митр. Московским Платоном пострижен в монашество с именем Евгений, 25 дек. рукоположен во диакона, 6 янв. 1806 г.- во иерея. В 1804 г., между хиротониями, диаконской и иерейской, Е. лечился в одной из больниц Москвы от глазных болезней. В 1806 г. назначен преподавателем философии и префектом Вифанской ДС. Зарекомендовал себя наставником, не терпевшим доносов и наушничества. Деятельность Е. в Вифании проходила под рук. Московского митр. Платона, к-рый до конца жизни относился к нему как к сыну. Во время службы в Вифанской ДС Е. сблизился с буд. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым). В янв. 1809 г. они получили назначение во вновь учрежденную СПбДА: Е.- инспектором и бакалавром философских наук, а свт. Филарет - ректором академии (в личной переписке митр. Платон сетовал, что у него «отобрали» и того и др.).
14 февр. 1810 г. по ходатайству Московского митр. Платона Е. был переведен в Москву на должности ректора и преподавателя богословия Троицкой ДС. 5 июля того же года Е. был возведен в сан игумена Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря, 6 авг.- в сан архимандрита дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря с оставлением должностей в семинарии. 19 авг. 1811 г. назначен архимандритом Ферапонтова Лужецкого (Лужского) можайского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Осенью 1812 г., во время занятия франц. войсками Москвы, Е. почти неотлучно находился при митр. Платоне до его кончины (11 нояб. 1812). На церемонии похорон произнес надгробное слово.
В 1814 г. московские духовные учреждения были преобразованы. Лаврская семинария была переведена в Перерву и соединена с Перервинской ДС, находившейся в 7 верстах от Москвы, а в лавре была образована МДА. 14 авг. 1814 г. Е. был назначен ректором и профессором богословских наук МДС с управлением Заиконоспасским московским в честь Нерукотворного образа Спасителя мужским монастырем. Семинария была открыта на новом месте 1 нояб. Ко дню открытия из учеников бывш. Троицкой и Перервинской ДС Е. принял 100 чел. на полное казенное содержание. Мест для проживания учащихся было недостаточно, но Е. смог обустроить еще 100 мест для «своекоштных» студентов (большинство было из обедневших из-за франц. погрома московских семей) в казенном доме мон-ря. Несмотря на серьезные экономические трудности, Е. находил средства для содержания и обучения неимущих семинаристов, что позволяло ежегодно увеличивать количество учащихся. В 1815 г. состоялась 1-я ревизия семинарии архим. Филаретом (Дроздовым), который в отчете отметил, что Е. «отлично способен к должности профессора и неутомимо прилежен. В управлении строг, в случаях недоумения осторожен… образом жизни назидателен» (см.: Кедров. МДС. С. 46, 52). Один из семинаристов отзывался о Е., преподававшем курс богословия, как о трудолюбивом, опытном наставнике, выдающемся методисте, к-рый мог на должном уровне свои знания передать другим (Там же. С. 89). В 1816 г. Е. был ревизором Калужской ДС и Рязанской ДС, 11 сент. того же года - председательствующим в Духовной цензуре, а 6 окт.- 2-м членом в Москоской конторе Святейшего Синода.
30 июля 1817 г. Е. стал архимандритом Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия. 11 сент. того же года указом Синода Е. определен председателем Духовно-цензурного комитета, а 6 окт. того же года утвержден 2-м членом Московской синодальной конторы. 15 янв. 1818 г. в Донском мон-ре Е. произнес слово при погребении войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии гр. М. И. Платова.
14 июля 1818 г. в Успенском соборе Московского Кремля Е. был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. В это время в Белгороде было создано отд-ние Библейского об-ва. Е. поддерживал дело еп. Филарета (Дроздова) по переводу Библии со старослав. на рус. язык и стал активным участником деятельности этого об-ва. Для Белгородской ДС Е. выхлопотал перед комиссией духовных уч-щ 70 тыс. р. на строительство нового здания, т. к. старые помещения были очень тесными. 24 авг. 1821 г. по ходатайству Е. Синод утвердил общежительный устав Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, составленный прп. Филаретом (Данилевским).
19 [27] февр. 1822 г. Е. возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру. Ознакомившись с состоянием дел в Пскове, Е. в 1823 г. предпринял поездку по епархии. Здесь, как и в Белгороде, он добился средств для благоустройства Псковской ДС, ее помещения были значительно расширены, оставил семинарской б-ке более 100 поучений, написанных собственноручно. На Псковской кафедре Е. впервые занялся миссионерской деятельностью. На побережье Чудского оз. проживали старообрядцы феодосиевского толка. Правосл. храма здесь не было, что приводило к уклонению местных жителей в старообрядчество. В 1823 г. Е. ходатайствовал перед Синодом об открытии прихода на побережье Чудского оз., которое состоялось в янв. 1824 г. в с. Нина (рус. название села - Нос). Благодаря этому в отличие от мн. рус. деревень Причудья, где подавляющее большинство жителей были староверами, в с. Нина стало преобладать правосл. население. Проявляя заботу о семьях духовенства, 1 янв. 1824 г. Е. открыл Псковское попечительство о бедных духовного звания.
Е. владел неск. иностранными языками, помимо духовной хорошо знал светскую лит-ру, писал стихи. Во время службы в Псковской епархии познакомился с А. С. Пушкиным, жившим в ссылке в с. Михайловском Псковской губ. Возможно, их знакомство произошло в авг.-сент. 1824 г. Следующая встреча состоялась 29 мая 1825 г., когда Е. приехал в Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Вероятно, по приглашению архиерея Пушкин посетил его в резиденции - псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (встреча состоялась между 25 сент. и 3 окт. 1825). В письме к П. А. Вяземскому от 7 нояб. 1825 г. поэт, сообщая о поездке в Псков, писал: «Тамошний архиерей отец Евгений принял меня как отца Евгения» (т. е. как автора «Евгения Онегина», 1-я гл. к-рого вышла отдельным изданием в февр. 1825, но Е. уже был знаком с ней).
Конец службы Е. в Пскове наступил при не совсем обычных обстоятельствах. В тонком сне ему являлись сначала мать, затем отец и, наконец, митр. Платон (Левшин), настойчиво указывавшие ему на необходимость просить перемещения в Тобольскую епархию, объяснив, что «этого требует польза души твоей». 24 июля 1825 г. Е. подал прошение о переводе в Тобольск, 30 сент. имп. Александр I в Таганроге подписал указ о назначении его в Тобольскую и Сибирскую епархию. Во время долгой дороги Е. виделся с архиеп. Филаретом (Дроздовым) в Москве, еп. Парфением (Чертковым) во Владимире, архиеп. Амвросием (Протасовым) в Казани, с католикосом Антонием, проживавшим на покое в Н. Новгороде, еп. Дионисием в Перми.
30 дек. 1825 г. Е. прибыл в Тобольск, губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский с губ. и уездной знатью встретил Е. далеко за пределами города, никто из местных губернаторов ни одного вновь приезжавшего преосвященного прежде так не встречал. На следующий день Е. служил литургию и произнес слово на новый год, в к-ром дал наставления пастве. Е. наладил дела духовной консистории, завел домашний журнал, в к-ром записывал весь процесс делопроизводства по каждой входящей и исходящей бумаге, следил, чтобы не было проволочек и упущений. По его ходатайству Святейший Синод увеличил сумму на содержание Тобольского архиерейского дома в 2 раза. Е. провел ревизию Тобольской ДС, интересовался учебным процессом. К осени 1829 г. его стараниями для семинарии был построен 3-й корпус.
Е. восстановил тобольский кафедральный Софийско-Успенский собор. В 1826 г. в процессе подготовки к реставрации необходимо было устранить трещину в стене собора. Чтобы осмотреть глубину трещины в фундаменте и устранить ее, необходимо было потревожить гроб почитаемого Сибирского митрополита св. Иоанна (Максимовича), перезахороненного в 1753 г. в алтаре придела свт. Иоанна Златоуста. Е. испросил у Синода разрешение на перенос захоронения на другое место. При этом было предписано перезахоронение совершить без огласки. В склепе Е. обнаружил останки святителя, к-рые покоились в совершенно целом гробу, клобук и мантия также оказались нетронутыми временем. Ок. 3 лет Е. вел переписку со строительным ведомством о разрешении перебрать часть стены собора, исправить свод, перекрыть крышу. Благодаря ген.-губернатору Зап. Сибири И. А. Вельяминову удалось добиться разрешения. 19 сент. 1831 г. Е. совершил освящение собора.
В 1828 г. Синод поручил Е. ревизовать свою епархию на правах постороннего ревизора. С 18 мая по 7 июля и с 1 авг. по 1 окт. Е. обозревал Тобольскую губ. (кроме Берёзовского края), Томскую губ. и Омскую обл., проехав 6 тыс. верст. Летом 1829 г. посетил Берёзовский край, это путешествие совершалось по воде. Составленный заранее маршрут пути был известен в каждом селении при содействии губернаторов и земской полиции. Люди могли встретиться с преосвященным и передать ему лично просьбу или жалобу. Результаты обзора епархии Е. изложил в донесении Синоду. В дневнике Е. отметил: «Работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров».
При обозрении епархии Е. разочаровало состояние миссионерства. В Тобольской епархии проживало большое количество неправосл. инородцев. По отзыву Е., мн. жители, ранее крестившиеся в Православие, «не только не имеют понятия о началах христианской религии, но даже не знают имени Иисуса Христа и пребывают в идолопоклонничестве». Е. испросил у Синода дозволение лично заняться миссионерской деятельностью: оставив на 5-6 лет управление епархией, поселиться среди неправосл. племен, изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил эту просьбу, но указом от 24 дек. 1828 г. восстановил в Сибири упраздненную в 1799 г. духовную миссию. В поисках пастыря, к-рый мог бы возглавить миссию, Е. обратился с запросом к правящим архиереям центральной части России. На предложение откликнулся архим. прп. Макарий (Глухарёв), живший в то время в Глинской пуст. В сент. 1829 г. архим. Макарий прибыл в Тобольск. В первую очередь Е. собирался учредить миссию на севере епархии, в Обдорске (ныне Салехард), но «по причине хилого телосложения и плохого здоровья» архим. Макарий не мог принять это служение. Из-за наступающей зимы только 3 авг. 1830 г. миссия во главе с архим. Макарием отправилась на Алтай, входивший в состав Тобольской епархии. Члены миссии руководствовались инструкцией Е., к-рая предписывала изучать язык жителей Алтая и переводить на него Евангелие и богослужебные книги, а затем совершать богослужения на местном наречии. Только перед отъездом Е. в Рязанскую епархию в Тобольск приехал насельник Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Макарий (Боголепов), к-рому он поручил возглавить Обдорскую миссию.
1 авг. 1831 г. Е. был переведен на Рязанскую кафедру. Большое внимание он уделял подготовке пастырей, 23 сент. 1831 г. назначил нового ректора Рязанской ДС - архим. Феодотия (Озерова; впосл. архиепископ), к-рый в то же время продолжал управлять рязанским в честь Преображения Господня мужским монастырем. В руководстве епархией Е. опирался на преподавательский состав ДС: он назначал опытных преподавателей присутствующими Рязанской духовной консистории, привлекал к деятельности в Цензурном комитете, требовал, чтобы курсовые (особенно выпускные) экзамены в духовных уч-щах обязательно посещали ректор ДС и инспектор с 1-2 наставниками. Для наблюдения за поведением учителей и всех должностных лиц правление ДС предоставляло Е. сведения о тех, кто не посещали семинарский Владимирский храм. О пропуске уроков в семинарии наставниками инспектор подавал Е. особые рапорты (Агнцев. 1889. С. 188, 190, 193-194). В 1832 г. Е. распорядился увеличить штат казенных воспитанников ДС до 190 чел. и приписать на казенное содержание и сверх штата особо нуждающихся. В результате в 1832 г. было принято в Рязанскую ДС 187 учеников на полное содержание и 68 - на половинное (с неполным количеством выданной одежды). В 1834 г. число учащихся в ДС достигло максимума за 1-ю пол. века - 811 чел. К нач. 1834/35 уч. г. им были разработаны специальные правила для приема, «чтоб не прежде принимать на казенное содержание отцовских детей, как по принятии сирот». В 1834 г. для больницы ДС был построен деревянный флигель на средства купца Н. Е. Савельева. Заботясь о пополнении фонда семинарской б-ки, Е. следил, чтобы деньги, выданные на покупку книг и пособий для семинаристов, тратили строго по назначению, т. к. «библиотека в течение почти 20 лет нового образования ничуть не умножена». Как прекрасный знаток словесности в 1836 г. Е. ввел в семинарии дополнительный курс истории рус. лит-ры.
Выпускников ДС, к-рые, окончив курс и получив назначение на места, «не спешили к посвящению и любили пожить холостяками, прп. Евгений подвергал штрафам» (Там же. С. 289). Жалобы от посторонних лиц на молодых пастырей - выпускников Рязанской ДС - Е. разбирал лично.
Дважды Е. встречался в Рязани с имп. Николаем I (см. об этом в дневнике Е.: Духовные деятели Рязанского края // Рязанские ЕВ. 1898. № 3. Отд. неофиц. С. 134-143). В 1832 г. в Рязанском кремле Е. поднес имп. Николаю I крест. Император беседовал с архиереем о необходимости завершить возведение соборной колокольни (строительство начато в 1789) и за неимением в епархии средств на это пообещал выделить достаточную сумму в соответствии с планом завершения строительства (в 1838-1839 было выделено 85 793 р. ассигнациями). О 2-м приезде Николая I в Рязань в 1836 г. Е. записал в дневнике: «13 сентября я имел счастье представляться Его Величеству в квартире (в соборе не мог по болезни) и поднес образ. Удостоил говорить со мною (в кабинете) около четверти часа или более весьма благосклонно и весело. Представлялись только двое - Губернатор и я, по докладу Бенкендорфа, который обошелся со мною чрезвычайно ласково» (Там же).
В апр.-мае 1832 г. Е. был во главе Комиссии по освидетельствованию чудес от гроба свт. Митрофана, еп. Воронежского, за что 6 дек. был награжден драгоценной панагией.
9 мая 1837 г. Е. был назначен на Ярославскую кафедру. Проезжая через Москву, он встречался и беседовал с митр. Филаретом (Дроздовым). В июне прибыл в Ярославль. 8 сент. 1837 г. 1-й раз побывал в Варницком во имя Святой Троицы Сергиевом мужском монастыре. 22 мая 1840 г. служил в этой обители литургию, 1 янв. 1842 г. совершил в мон-ре чин погребения еп. Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова). Несмотря на болезни и значительную потерю зрения, Е. не раз инспектировал епархию, вел борьбу с раскольниками, посещал семинарские экзамены и совершал церковные торжества.
В 1845 г. Синод поручил Е. провести ревизию Костромской епархии, дела в к-рой, согласно заключению, были крайне запущены вслед. тяжелой болезни Костромского еп. Виталия (Шепетева) и злоупотреблений секретаря консистории. Вместе с представлением реестра по нерешенным делам он доложил Синоду, что исправление ситуации возможно только в том случае, если в Костромской епархии будет новый архиерей. Вскоре Костромскую кафедру возглавил еп. Иустин (Михайлов).
В 1842 г. Е. освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Югской Дорофеевой пустыни В 1843-1844 гг. на Феодоровском кафедральном соборе в Ярославле были позолочены главы, а в 1851-1852 гг. на пожертвования ярославского купца 1-й гильдии А. М. Пастухова позолотили иконостас и стенопись собора. 26 [29] июня 1851 г. Е. освятил построенный по проекту ректора АХ А. И. Мельникова Преображенский собор в Рыбинске, к-рый вмещал более 3 тыс. молящихся.
В 1848 г. в Ярославль было переведено уч-ще для девиц духовного звания Ярославской, Костромской и Вологодской епархий. Это уч-ще, 2-е после Царскосельского, первоначально по Высочайшему соизволению было открыто в 1846 г. в Солигаличе Костромской губ. В 1848-1850 гг. для него на Волжской набережной Ярославля было выстроено большое каменное здание.
Неоднократно с нач. 40-х гг. Е. подавал в Синод прошения об увольнении на покой по состоянию здоровья. В ответ на просьбы архиерею были пожалованы 14 апр. 1845 г. алмазные знаки ордена св. Александра Невского, 3 апр. 1849 г.- алмазный крест на клобук. 16 (по др. сведениям, 24) дек. 1853 г. Е. был уволен на покой с назначением пенсии в 2 тыс. р. серебром, получив звание члена Синода, право присутствовать в Московской синодальной конторе, а также право выбрать место жительства в одном из московских ставропигиальных мон-рей. 2 февр. 1854 г. Е. выехал из Ярославля и поселился в московском Донском монастыре, по просьбе свт. Филарета (Дроздова) принял управление обителью. Архиерей собирался отказаться от доходов, полагавшихся ему по праву настоятеля, однако митр. Филарет убедил его не делать этого. Все средства Е. направил на благоустройство обители. 26 авг. 1856 г. Е. с др. архиереями участвовал в коронации имп. Александра II и получил украшенную алмазами панагию. В 1858 г. он ослеп. В 1868 г. Е. отметил 90-летие и 50-летие служения в архиерейском сане, 30 июня того же года совершил последнее богослужение. Погребен в Малом соборе Донского мон-ря на месте, указанном им, около захоронения Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) за правым клиросом.
Е. состоял действительным членом Конференции МДА, почетным членом Московского ун-та и Московского об-ва любителей духовного просвещения. Превосходно знал греческий, на латыни сочинял стихи, вел дневник.
По воспоминаниям прот. И. А. Благовещенского, Е. зарекомендовал себя бескорыстным и беспристрастным пастырем. Его проповеди отличались простотой и немногословностью. Особенно часто он обращался с поучениями к пастве во время объездов подведомственных приходов. Гомилетическое наследие его весьма обширно, однако при жизни была издана небольшая часть.
Награжден орденами св. Анны 1-й (1823) и 2-й (1816) степени, св. Владимира 1-й (1868) и 2-й (1829) степени, св. Александра Невского (1835), наперсным крестом с драгоценными камнями (1814), бронзовым крестом в память войны 1812 г. (1818), панагией с драгоценными камнями (1832).
В пожилом возрасте, с худощавым лицом и седой бородой, с теми же наградами, панагией и наперсным крестом Е. изображен на живописном портрете сер. XIX в., переданном в 1884 г. архиеп. Ярославским Ионафаном (Рудневым) в Ростовский музей церковных древностей (в наст. время в ГМЗРК). Иерарх в бело-голубом богослужебном облачении - саккосе, омофоре и митре, в правой руке жезл с бантом и сулоком, левая покоится на страницах книги с текстом: «Светильник ногама моима закон Тво[й] и Свет стезям моим» (Пс 118. 105). По иконографии образ повторяет портрет архиеп. Авраама (Шумилина) 1840 г. работы худож. Н. Д. Мыльникова, происходящий из Ярославского архиерейского дома (ЯХМ). В кон. XIX в. портрет Е., написанный маслом, находился в актовом зале Ярославской ДС, его изображения хранились во мн. семьях духовенства.
В 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. в литографии К. Эргота напечатан портрет Е., смотрящего вправо, в рясе и клобуке с крестом, с орденами св. Александра Невского и св. Владимира на лентах и 2 орденскими звездами (варианты в ГИМ, ЦАК МДА; помещен в кн.: Избр. поучения 12 архипастырей Рус. Церкви, с их портретами. М., 1861. Вкл.). Рисунок точно воспроизведен в литографии А. И. Прокофьева с цензорским разрешением от 3 сент. 1862 г. (ЦАК МДА), с добавлением цитаты из опубликованной проповеди архипастыря. В год смерти Е. «Всемирная иллюстрация» поместила его портрет (№ 139).